21 декабря состоялся рабочий визит Министра иностранных дел Украины Павла Климкина в Брюссель для участия в трехсторонних министерских консультациях в формате Украина - ЕС - РФ по имплементации углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ПВ ЗСТ) между Украиной и ЕС.
По результатам консультаций Министр отметил, что украинская сторона не видит оснований для дальнейшего продолжения трехсторонних переговоров на политическом уровне, учитывая неконструктивную позицию РФ фактически по всем направлениям переговорного процесса, а также в связи с принятием 16 декабря с.г. Указом Президента Российской Федерации об одностороннем приостановлении РФ в торговых отношениях с Украиной действия Договора 2011 о зоне свободной торговли в рамках СНГ.
В то же время, как отметил министр, в сфере технических стандартов позиция стороны РФ сводится к требованию отложить без каких-либо обоснований на 10-летний период внедрения стандартов в так называемых «чувствительных» для РФ сферах промышленности, во всех других, «нечувствительных» - в период 5 лет. Российская сторона не смогла обосновать целесообразность таких периодов для «нечувствительных» секторов, как и саму продолжительность таких периодов.
В сфере санитарных и фитосанитарных (СФС) мер российская сторона настаивала на одностороннем аудите украинской системы СФС надзора, отказываясь от принципа паритетности в соответствии с правилами ВТО, а также фактическом замораживании процесса адаптации системы контроля в этой чувствительной сфере. При этом, в сфере таможенного сотрудничества российская делегация выступила за введение трехстороннего системы обмена таможенной информацией, в рамках которой российские органы власти получили бы доступ к сведениям внешнеторговых транзакций украинских и европейских операторов, которые обычно составляют коммерческую тайну.
Неприемлемой с точки зрения украинского и европейского законодательства, а также права международных договоров была позиция российской стороны о предоставлении характера юридически обязывающего проекта совместного трехстороннего документа. Принятие документа в таком формате означало бы, де-факто, пересмотр положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.