МИД Украины выражает глубокую обеспокоенность по поводу принятия Госдумой РФ 4 декабря 2015 закона, которым Конституционный суд России был наделен полномочиями принимать постановления о невозможности выполнения решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, принятых по результатам рассмотрения жалоб, поданных против России на основании положений международных договоров, стороной которых выступает это государство.
Этот чрезвычайно опасный шаг не только подрывает систему защиты прав человека в Российской Федерации, но и наносит существенный вред защите прав человека на европейском континенте в целом. Продолжая курс на создание внутреннего механизма невыполнение решений международных органов в области прав человека, основанный постановлением Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 года, российские власти нанесли очередной удар по системе Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ее центральному элементу - Европейскому суду по правам человека.
Отныне миллионы человек, проживающих на территории РФ и ищут справедливости в Страсбургском суде, оказались под угрозой быть лишенными возможности получить эффективную судебную защиту от противоправных действий российских властей. Это решение затрагивает интересы не только русских, но и 46 государств-участников Конвенции, их граждан, граждан третьих государств, лиц без гражданства, мигрантов и беженцев.
Российская Федерация своим решением пренебрегла предупреждением Генерального секретаря СЕ, который еще в октябре с.г. призвал российскую сторону решать проблемные вопросы выполнения решений ЕСПЧ без «открытого конфликта», что является «единственным путем сохранения нашего общего общеевропейского правового пространства». Альтернативой почему, по убеждению Т.Ягланда, «есть дерзкий вызов обязательном характера решений ЕСПЧ, что станет началом конца уникальной системы защиты прав человека».
Введение Россией выборочного правосудия является очередной попыткой избежать ответственности за серьезные и массовые нарушения прав человека, которые систематически совершаются российскими властями и подконтрольными ей незаконными вооруженными формированиями в оккупированных Крыму и на Донбассе. Убеждены, что усиление безнаказанности чиновничьего аппарата в России только углубляет международную изоляцию этой страны и свидетельствует о ее международно-правовой гуманитарной дефолт по обязательствам в области прав человека.
Недоговороспроможнисть Российской Федерации в области защиты прав человека, наряду с принятием репрессивного законодательства о «иностранных агентов» и «нежелательных организаций», введением цензуры в СМИ и в Интернете, ограничением свободы собраний, игнорированием прав национальных и других меньшинств свидетельствует о широкомасштабном наступлении российских властей на демократию, права человека и верховенство права в России.
Призываем Совет Европы и все мировое сообщество дать адекватный ответ на эту негативную тенденцию и применить все имеющиеся политико-правовые инструменты для того, чтобы заставить российские власти вернуться на путь демократического развития и надлежащего выполнения своих международных обязательств. В этом контексте призываем Комитет министров Совета Европы возобновить политический мониторинг выполнения Россией своих обязанностей и обязательств перед этой организацией, Парламентскую ассамблею Совета Европы - учесть изложенную ситуацию при рассмотрении на сессии Ассамблеи в января 2016 года вопрос о продлении ограничений прав и полномочий российской делегации, Генерального секретаря СЕ - подготовить доклад о состоянии демократии, прав человека и верховенства права в РФ. Глубоко убеждены, что принятый Государственной думой закон должен быть оценен Венецианской комиссией на соответствие европейским принципам и стандартам.
Справка: В соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в результате чего Конвенция стала частью ее правовой системы. Согласно пункту 1 статьи 46 Конвенции договаривающиеся стороны обязуются исполнять окончательные постановления Европейского суда по правам человека в любых делах, в которых они являются сторонами. Это обязательство является безусловным и не знает исключений, оно должно добросовестно выполняться всеми сторонами, включая Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 27 Венской конвенции о праве международных договоров участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Применение положений Федерального конституционного закона от 4 декабря 2015 для оправдания невыполнения решений ЕСПЧ будет означать нарушение российскими властями не только основных принципов международного права, обязанностей и обязательств, взятых на себя Россией во время приобретения членства в Совете Европы, но и Конституции РФ .